Государственное учреждение образования
«Ясли - сад №17 г. Жлобина»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Ралько Жанна Николаевна, воспитатель
дошкольного образования
8 (029) 335 82 95
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на жизнь в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Актуальной остается проблема пожаров, и особенно, там, где есть дети. Желание постоянно открывать что-то новое, непрерывно ставит их перед реальными опасностями. Дети не ищут опасность, они играют. Это не может не вызывать тревогу и подходить к этой проблеме недостаточно серьёзно, учитывая легкомысленное отношение родителей к вопросам пожарной безопасности. Не будет преувеличением сказать, что знания по пожарной безопасности спасают жизни.[4, с.3]. Потребность обучения воспитанников правилам пожарной безопасности подтверждает и статистика пожаров из-за шалости детей с огнём. Процесс обучения – довольно длительный и трудоёмкий. Только преподнесение материала с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и систематическая работа в данном направлении могут дать желаемый результат. У ребенка 3 лет наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную ответственность за них. В дошкольном возрасте необходимо прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Нужно искать занимательные и доступные для детей методы подачи знаний. Атмосферу любопытства и соучастия создаёт ребёнку игра. Мы часто сталкиваемся, что современные гаджеты вытесняют развивающие игры, которые способствуют развитию речи, а это показатель психического развития. Задача педагога состоит в том, чтобы дать детям знания о том, как, во-первых, не допускать пожара. А во-вторых – как себя вести, если пожар этот всё же начался.
Наблюдая за воспитанниками в повседневной жизни, мною выявлены были проблемы: в процессе игровой деятельности у детей недостаточно сформированы представления о правилах пожарной безопасности в чрезвычайных ситуациях, они не знают простейшие приемы оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях при ожоге, игнорируют запрет игры с огнем ввиду малой осведомленности, а также недостаточно применяют доступные правила по пожарной безопасности, что является для них угрозой для жизни.
В процессе общения с родителями, я сделала вывод, что работа с ними по обучению детей правилам пожарной безопасности очень актуальна и своевременна, относительно небольшое их количество осведомлены в области пожарной безопасности либо игнорируют простейшие правила. Важно способствовать повышению у них ответственности за жизнь и здоровье детей.
Исходя из собственного педагогического опыта, работая с воспитанниками младшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что особенно тяжело дается им поведение в ситуациях, которые для них опасны и неизвестны. Не владея правилами пожарной безопасности, они совершают действия, которые могут им навредить. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения.
Поэтому при написании данной работы я перед собой поставила цель: формировать представления о правилах пожарной безопасности у воспитанников младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Кроме цели были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Пополнить предметно-пространственную среду, способствующую формированию представлений о правилах пожарной безопасности у воспитанников младшего дошкольного возраста
3. Составить перспективное планирование, применить на практике использование игрового пособия
4. Пропагандировать среди родителей знания по пожарной безопасности и формирование навыков безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста
Длительность работы над педагогическим опытом:
I этап: изучение опыта 2015/2016, 2016/2017 учебный год
II этап: обобщение опыта 2017/2018 учебный год
Использование игрового пособия «роботоСПАСАТЕЛЬбук» в игровой деятельности как эффективного средства, способствует формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста представлений о правилах пожарной безопасности стало ведущей идеей опыта.
В своей работе я опираюсь на методические издания Давидович А.Л., Т. Загвоздкиной, Н. Авдеевой: в этих пособиях раскрываются формы и методы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях [1,с.4]. Главной задачей взрослых является стимулирование самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в учреждениях дошкольных образовательных, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности: вопросы, касающиеся безопасности жизнедеятельности воспитанников, можно включать в игровую, познавательно-практическую, трудовую, художественную и др. [5,6]. Начиная с младшего дошкольного возраста, воспитанникам необходимо рассказывать о последствиях неосторожного обращения с огнем. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. В учебной программе дошкольного образования [7, с.132-133] обозначено содержание по представлению (запрет игры с огнем, простейших приемов оказание первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях при ожоге) и умениям (применять доступные правила по пожарной безопасности) в разделе «Безопасность жизнедеятельности». При изучении методической литературы я обратила внимание на то, что в книге Загвоздкиной Т.В. «Безопасность жизни
и деятельности дошкольников» рассматриваются различные экстремальные ситуации, в которые наиболее часто попадают дети дошкольного возраста, а также предлагается система мер, направленная на выработку правильных действий у детей в случае возникновения подобных ситуаций, и на их предупреждение [2, с.10]. По мнению Л.И.Прус , необходимо способствовать формированию у маленьких граждан умения видеть опасность, сознательно подходить к вопросам собственной безопасности, правильно действовать в определенных ситуациях, усвоению стереотипа поведения в природе и обществе [3,с.4]. Самое важное - научить не паниковать, не пугаться, а спокойно принимать меры к спасению
Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребенка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, дошкольники не знают, как необходимо действовать [8, с. 6].
Л.А.Давидович отмечает, что познавая мир, дети часто попадают в опасные ситуации из-за свойственной им повышенной любознательности, неосторожности, неосмотрительности. Но истинная причина бед заключается в отсутствии опыта, способствующего осознанию риска, несформированности навыков безопасного обращения с предметами, отсутствии защитной психологической реакции на угрозу, свойственной взрослым. Чтобы избежать трагедий, нужно выработать у детей основы правильного поведения [5,6].
Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, ребёнок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент [4]. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Однако играя, например, со спичками, дети сталкиваются с опасностью, не подозревая об этом.
В образовательном процессе учреждения дошкольного образования использование специально предназначенного игрового пособия позволит
педагогу научить ребенка бережно относиться к своей жизни, формировать представления об общепринятых нормах поведения, а также овладеть умениями и навыками правильного поведения, направленными на предотвращение и профилактику опасных ситуаций. В организации работы с пособием ведущая роль принадлежит взрослому. Важно, чтобы игровая деятельность детей протекала во взаимодействии со взрослым. Взрослый объясняет детям правила игры, показывая пример выполнения игровых действий. Важно проявлять одобрение, оказывать поддержку детям при выполнении игровых правил, действий, при объяснении верных решений. Итогом каждой игры становится закрепление правила поведения ребенка в опасной ситуации [6,с.4].
Изучив теорию по обучению детей правилам пожарной безопасности, мною, на начальном этапе, было проведено анкетирование с родителями (Приложение 1), которое показало, что относительно небольшое количество осведомлены в области пожарной безопасности либо игнорируют простейшие правила, не все знают свою роль и меру ответственности в вопросах формирования представлений и умений у детей, понимают актуальность проблемы. Далее, мною проводилась работа по пополнению предметно-пространственной среды, способствующей формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста правил пожарной безопасности, и для начала я более рационально расположила уголки деятельности так, чтобы дети могли свободно пользоваться предоставленным им материалом, а также мною было разработано игровое пособие «роботоСПАСАТЕЛЬбук», которое стало наглядным эффективным средством в работе в данном направлении. Пособие состоит из материала (Приложение 2), который необходим для формирования представлений и умений по пожарной безопасности ( иллюстрации, серии картинок, наборы карточек для игр, детские книжки, раскраски и др.) , а также для проигрывания ситуаций (игрушки, медальоны с изображением спасателей, лошади, котенка, собаки, зайца, курицы и кошки, вязанные персонажи би-ба-бо, имеется диск с подбором музыкального сопровождения).
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. В групповом уголке «ОБЖ» и в «Центре пожарной безопасности» были изготовлены средства пожаротушения: пожарный щит (на котором размещаются муляжи настоящих предметов, необходимых для тушения пожара), для освоения правил безопасности воспитанников и закрепления поведения в экстремальной ситуации; с участием родителей там же появились макеты машин специального назначения (скорая помощь и пожарная машина крупногабаритные), а также были пошиты спасательные жилеты, медицинские халаты и прочие атрибуты для игр. Пополнила дидактический материал игрушками (куклы - спасатели), настольно-печатными играми, сюжетными картинками, плакатами и художественной литературой с иллюстрациями по тематике. Важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Переносу представлений в жизненную ситуацию способствует закрепление умений и представлений по пожарной безопасности. Только конкретные эмоционально окрашенные игровые задания способны оставить след в сознании ребёнка. Я постоянно ставлю перед детьми новые задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применять их на практике. Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциальных опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления ребёнка об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.
Для решения поставленных задач, я разработала перспективный план по вопросу формирования представлений о правилах пожарной безопасности и безопасному поведению у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «роботоСПАСАТЕЛЬбук» (Приложение 3). При этом планировала всю работу помесячно с усложнением задач, что
способствовало эффективному и систематическому усвоению детьми представлений по пожарной безопасности. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, когда материал включался в содержание их деятельности. Мною использовались и являлись ведущими методами и приемами работы следующие: наблюдение, показ и объяснение взрослого, инсценирование, рассматривание иллюстрации, картин, просмотр мультфильмов, анализ ситуаций. С участием и опорой на данное пособие проводились игры «Можно – нельзя», «Найди нужный предмет», «Сложи картинку», «Хорошо-плохо», «Выбери нужное», «Доскажи словечко», «Парочки», «Четвертый лишний», «Да и Нет»; подвижные игры «Не боюсь», «Топаем, хлопаем»; развлечения «Тили-бом», «Путаница»; игры-занятия «Спички-невелички», «Пожарная лестница» (лепка), «Спешим на помощь», «Волшебная капелька и огонек», общение на темы «Знакомство с профессией пожарного», «Машины специального назначения», «Чтобы не было беды», «Телефон» (проигрывание ситуаций с телефоном необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях), Особая роль при ознакомлении с правилами пожарной безопасности мною отводилась игровым персонажам, которые «открывают» вместе с детьми правила безопасного поведения. Содержание работы было - знакомство с опасными ситуациями в быту, приводящими к ожогам (электроплита, кастрюля, чашка с чаем, кран с горячей водой, утюг), пожаром (спички, свечки, петарды, зажигалки, газовая плита). Для того, чтобы формировать представления об опасности огня я знакомила с потешкой «Тили-бом», используя иллюстрацию Ю.Васнецова к произведению «Кошкин дом» С.Маршака. Внимание детей обращала на то, как красив и наряден был новый дом, как богато жила кошка, как огонь охватил весь дом, и он сгорел, как кошка осталась ни с чем, и на причины возникновения пожара. Затем подводила итог, что огонь может быть очень опасным. При пожаре могут сгореть не только вещи, игрушки, но и весь дом, и даже погибнуть люди. Далее предлагала построить кошке дом из крупного строительного материала и обыграть
потешку. Во время разыгрывания сценки внимание детей обращала на то, как все вместе помогали тушить огонь и на то, что необходимо осторожно обращаться с огнем, таким образом формируя об этом представление. Во время бесед об огне я говорила воспитанникам, что огонь «живет» в спичках, костре, свече, зажигалке, кухонной плите, при этом демонстрировала иллюстрации с изображением пожароопасных предметов. Объясняла, что огонь добрый, он помогает людям греться и готовить вкусную еду. Но огонь очень сердится, если его трогают, может обжечь руку или так сильно разозлиться, что вокруг всё сожжёт. Маленьким детям нельзя даже подходить к огню, только взрослые могут с ним обращаться. Затем предлагала детям рассмотреть пожароопасные предметы, иллюстрации с изображением огня, запомнить пословицу «Спички не тронь, в спичках огонь!». Чтобы формировать представления о правилах поведения при пожаре я задавала детям вопросы, с сопровождением демонстрации карточек с иллюстрациями по теме «Пожарная безопасность». Вопросы следующие: «Как вы думаете, почему случился пожар?», «Чтобы вы сказали детям, которые играли со спичками?», «Как называется машина, которая тушит пожар?», «Как называют людей, которые тушат пожар?», «Чем тушат огонь?», «Как нужно поступить, если в квартире пожар?». Принимая во внимание тот факт, что изобразительная деятельность способствует сознательному отражению окружающей действительности, знаний, чувств детей мною широко использовались рисование, лепка, аппликация и конструирование: «Колеса для пожарной машины» (рисование), «Строим домики для зверей» (конструирование из строительного и бросового материала), «Пожарная машина » (аппликация), интеграция (лепка) «Пожарная лестница» (Приложение 4), раскрашивание раскрасок по теме, для того, чтобы закрепить представление детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар. Вместе с детьми мы рассмотрели стенд «Пожарный щит», была проведена экскурсия по детскому саду, в процессе которой прошло знакомство с пожарной кнопкой и пожарным щитом, с воспитанниками провела беседы «Огонь друг, огонь враг», «Быть послушным хорошо»,
«Опасные предметы», «Чем опасны петарды и бенгальские огни?», «Отчего происходят пожары?», «Чем дым опасен для человека». Беседы строила в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагала, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод. Использованием художественного слова и видеоматериала (чтение книжки-малышки «Сказка о том, что нельзя играть с огнем», загадки о транспорте, просмотр серии из мультфильма «Волшебная книга», серии «Колобок - шершавый бок» из мультфильма «Три котенка») моей задачей являлось обогащение представлений и упражнение в практическом использовании умений детей на основе их опыта. Большое внимание в своей работе уделяю инсценировкам (например, инсценирование отрывка из сказки «Кошкин дом») и проигрыванию ситуаций «Едем на пожар», «Звоним пожарным», «Звучит пожарная сирена», «Если в квартире много дыма», «Если в доме что-то загорелось. В самостоятельной игровой деятельности специально подобранные игры и атрибуты помогают детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. Мною широко использовались произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей. Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Я практиковала эту возможность, чтобы закрепить представления детей о пожарной безопасности, проиграть ситуацию с ними, так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности. Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные режимные процессы, помогли в закреплении представлений и умений, формировании личной безопасности воспитанников. Положительный результат дало приглашение в группу сотрудника МЧС, которое способствовало активизации и заинтересованности воспитанников в процессе познания. Дети очень внимательно с интересом слушали инспектора, играли с ним.
Важно неукоснительное соблюдение правил безопасности самими взрослыми и тогда уместны требования к ребенку выполнять их тоже. С целью содействия просвещению родителей в вопросах пожарной безопасности в группе мною организован родительский уголок, где размещены памятки, буклеты, плакаты, наглядная информация. В общении предлагала родителям побеседовать с ребенком об электрической розетке и электроприборах, о правилах пользования ими, обсудить, почему нельзя играть на кухне, в ванной, трогать провода, розетки, электроприборы. Говорила им побеседовать с детьми о том, к чему могут привести игры с огнем, разъяснить причины категорического запрета игр со спичками, зажигалками, свечами. Рекомендовала к домашнему просмотру развивающие мультфильмы «Как работают пожарные машины», «Аркадий Паровозов спешит на помощь. Пожар» (серия 36), «Финли. Маленькая пожарная машинка», «Доктор Панда. Пожарные машины». А также просила помочь детям закрепить представления о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар, правилах пожарной безопасности. Мною проведены с родителями консультации «Порядок вызова пожарной службы», «Оказание первой помощи пострадавшим с ожогами», «Оказание первой помощи при отравлении угарным газом» , «Шалость детей с огнем»; цикл бесед : «Об организации новогодней елки», «О предупреждении детской шалости», «О действиях при возникновении пожара в жилом доме», «Оказание первой помощи во время пожара», «О мерах пожарной безопасности в образовательном учреждении» , «Надежная система противопожарной защиты жилья - гарантия семейного благополучия и безопасности жизни!»,«Как вести себя при пожаре», оформлен стенд: «Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности». На сайте учреждения размещена информация о правилах обращения с огнеопасными предметами, электроприборами. Одной из новых креативных форм работы с родителями стала информационно-пропагандистской компания "Гордимся, что научили!". В рамках этой кампании, с участием специалиста группы пропаганды и взаимодействия с
общественностью Жлобинского райотдела по ЧС, дети и родители были ознакомлены с материалами по безопасности — книгами, раскрасками,другой наглядной изобразительной и сувенирной продукцией, что было направлено на то, чтобы мотивировать родителей обучать безопасности детей.
Для того чтобы выяснить результаты работы с родителями, я провела повторное анкетирование «О правилах пожарной безопасности». Большинство родителей заинтересовалось вопросом, как правильно формировать представления у воспитанников правил пожарной безопасности. Родители, понимая актуальность вопроса, активно принимали участие в решении поставленных задач. Наиболее интересными для них оказались такие формы работы как практикумы, викторины, участие родителей в разных видах деятельности воспитанников.
Таким образом, можно сделать вывод, что формированию представлений о правилах пожарной безопасности у младшего дошкольного возраста способствуют созданные условия: использование «роботоСПАСАТЕЛЬбука» в игровой деятельности является эффективным средством, способствующим формированию у воспитанников младшего дошкольного возраста представлений о правилах пожарной безопасности и навыков безопасного поведения. Проигрывая с воспитанниками, я увидела, что дети лучше стали ориентироваться в той или иной ситуации, знают о запрете игры с огнем, простейших приемах оказания первой помощи сверстникам в экстремальных ситуациях при ожоге и овладели умением применять доступные правила по пожарной безопасности.
Данный опыт был неоднократно представлен в учреждении на семинарах, педсовете, мастер-классе. По использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, я хочу обратить внимание на следующие вопросы: с детьми чаще использовать игровые методы с наглядной опорой, состоящие из игр и упражнений с учетом возраста в процессе игровой деятельности, а также закреплять умение переносить усвоенные знания в свои самостоятельные игры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2007
2. Загвоздкина, Т.В. Безопасность жизни и деятельности дошкольников /Т.В.Загвоздкина. – Минск, 2001.
3. Знакомим дошкольников с ОБЖ : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.И. Прус, С.Н. Галеня, Д.П. Кузьменкова, Т.И. Бокшиц – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94с.
4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А.Панько ; под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 184 с.
5. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: учеб. нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования / А.Л.Давидович, А.Г.Иваницкий, Н.В.Литвина – Минск: Экоперспектива, 2015.
6. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности : 4-5 лет : учеб. нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования / А.Л.Давидович, Н.В.Литвина, Е.И.Смолер. – Минск : Экоперспектива, 2017. – 31с.
7. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — 2е изд. — Минск : Нац. инт образования; Аверсэв, 2014. — 416 с.
8. Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учеб.пособие / Т.Г.Хромцова. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
9. Никонова Л., Помогаем усвоить шаг за шагом. Организация работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей 3-4 лет в учреждении дошкольного образования и семье/ Л.Никонова // ж-л Пралеска. – 2016. - № 9 – С.41-4
Отдел образования, спорта и туризма
Жлобинского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли - сад №17 г. Жлобина»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Воспитание культуры питания у воспитанников старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Камаева Ю.А., воспитатель
дошкольного образования
8 (029) 3793184
Жлобин
Сегодня культура питания, непосредственно связанная с упрощением бытового уклада в семье, диктует свои нормы этикетного поведения. Возможно, навсегда ушли в прошлое традиции длительных совместных трапез с использованием скатертей и столовых приборов с ножом и вилкой. И всё же этикетные основы культуры питания остаются актуальными всегда, даже в эпоху фаст-фуда, микроволновых печей и одноразовой посуд. Здоровье человека во многом определяется качеством его питания в детском возрасте, когда формируется пищевой стереотип, вкусовые пристрастия и привычки, закладываются типологические особенности взрослого человека. Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую нерационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания). Дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте. В их формировании важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. В современном мире динамики и развития немного времени уделяется приему пищи, многие люди обходятся перекусом фаст–фудом, приучая и своих детей к «быстрой еде», что ведет за собой и проблемы со здоровьем. Употребление продуктов синтетического происхождения часто вызывает пищевую аллергию, бронхиальную астму, дерматиты и кишечные расстройства. Поэтому необходимо еще с детства приучать малышей к правильному питанию. [3, с.31].
Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия
[1, с.18]. Питание детей - это главный компонент любой "здоровьесберегающей" педагогики.
Наблюдая за поведением детей, а также по результатам бесед с родителями, я сделала вывод о том, что проблеме формирования культуры питания в практике семейного воспитания уделяется явно недостаточное внимание, в связи с чем у дошкольников (у некоторых - даже в старшем возрасте) часто отсутствуют базовые навыки культуры питания, и особенно - их этикетные основы. Многие дети не умеют правильно и красиво сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами. Недостаточно сформированы навыки сервировки стола, соблюдения правил этикета в процессе приёма пищи.
Опрос родителей показал, что вопросы культуры питания актуальны практически для каждой семьи, а также важна и работа по повышению их ответственности за жизнь и здоровье детей.
Только при взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи можно достичь желаемого для наших воспитанников, помочь им раскрыть и реализовать свои возможности, создать благоприятные условия для полноценного развития и саморазвития каждого ребенка[2, с.12].
Исходя из собственного педагогического опыта, я обратила внимание, что воспитанникам особенно тяжело ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, оценивать свой рацион и режим питания в соответствии с требованиями здорового образа жизни. Не владея навыками в области этикета питания, они совершают действия, которые влекут за собой отсутствие аппетита, неправильное поведение за столом во время приема пищи. Хочется отметить, что большое значение при проведении процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие эстетика питания. Ребенок в детском саду учится правильно вести себя за столом, пользоваться приборами (ложкой, ножом, вилкой, приобретает определенные навыки культуры питания – жевать бесшумно закрытым ртом, не разговаривать, пользоваться салфеткой по мере необходимости, благодарить за еду. Подготовить красиво сервированный стол
дети приучаются с младшего возраста: постелить скатерть или салфетки, расставить хлебницы и приборы.
Поэтому при написании данной работы я перед собой поставила цель: воспитывать культуру питания у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Кроме цели были определены следующие задачи:
1. Изучить литературу и Интернет-ресурсы по вопросу воспитания культуры питания
2. Пополнить предметно - пространственную развивающую среду группы, способствующую воспитанию культуры питания у детей
3. Пропагандировать среди родителей знания о культуре питания
4. Составить картотеку игр по теме.
Длительность работы над опытом: 1 этап – изучение опыта 2016-2017 учебный год, 2 этап – обобщение опыта 2017-2018
Ведущая идея опыта состоит в том, что одним из эффективных средств воспитания культуры питания у детей дошкольного возраста является игры разной направленности (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и пр.).
Для достижения поставленной цели, мною была изучена литература по культуре питания дошкольников, определены обьем и содержание представлений, которые мы должны донести до каждого воспитанника [8, с.132,189]. В своей работе я опираюсь на методические издания Алямовской В.Г., Ладутько Л.К., Дубининой Д.Н.: в этих пособиях раскрываются формы и методы по формированию у детей основ здорового питания, основ правильного поведения за столом.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Использование игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста изучали Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и многие другие.
Воспитательные моменты игровой деятельности раскрыты А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Е. Смирновой и др.
Учебной программой дошкольного образования в разделе «Ребёнок и общество» предусмотрены задачи, направленные на формирование у дошкольников основных представлений и умений, связанных с культурой питания, которые способствуют социально-нравственному и личностному развитию воспитанников. Старший дошкольник имеет представления о рациональном питании, может сделать выбор в пользу необходимых для здоровья продуктов. [8, с.354].
По мнению авторов Гогулан М.Ф., Мартынов С.М., Семёнова Н.А., Пустынникова Л.М. и др. питание оказывает огромное влияние на здоровье, физическое и умственное развитие ребенка, а также состояние его нервной системы. О.А. Моталыгина считает, что ребенок 6-7 лет может и должен самостоятельно оценивать свое питание, если взрослые ему помогут. В целях преумножения и сохранения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него определенных знаний в области питания.
Свою работу прежде всего начала с того, что уделила большое внимание пополнению в группе предметно – развивающей среды – пространству, в котором ребенок растет и развивается. Мною был оформлен уголок дежурства, где расположены: фартуки, косынки, колпаки, скатерти (повседневные, праздничные, цветные, однотонные,), салфетки (тканевые, бумажные); украшения для стола (сделанные родителями); плакат «Правила поведения за столом»; схемы складывания салфеток; схема описания посуды; схема накрывания на стол; схема дежурства. Были изготовлены и приобретены необходимые атрибуты (при активном участии родителей), для организации и проведения сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Магазин «Брусничка»», «Кафе», «Бистро».
Во время кормления детям говорила о приятном виде, вкусе, запахе пищи, ее полезности, старалась сосредоточить внимание каждого ребенка на
еде. Детям очень нравилось использование игровых приемов. В гости к детям приходили герои знаменитых сказок, рассказов, мультфильмов – Карлсон, Доктор Пилюлькин, Пых, Незнайка и др. Эти персонажи обращались к воспитанникам за помощью и сами учили чему – то полезному. В дальнейшем работу по воспитанию культуры питания я проводила в различных формах. Вместе с воспитанниками мы посетили пищеблок дошкольного учреждения. Предлагала детям понаблюдать, как родители дома сервируют стол. Воспитанникам предлагались интересные и познавательные задания: проблемные ситуации, загадки, опыты и т.д. Эффективность работы повышалась при использовании наглядных методов. Поэтому во время работы использовала широкий спектр демонстративного материала: картинок, иллюстраций, схем.
Систематически с воспитанниками проводила практические занятия: как правильно и красиво сервировать стол, пользоваться столовыми приборами, правильно сидеть за столом. (Приложение 1).
Немаловажным в воспитании основ культуры питания я считаю чтение художественной литературы, которое помогает обогатить словарный запас детей, приобщить к фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом и формирует культурно-гигиенические навыки, развивает кругозор.
В группе создана картотека стихотворений о продуктах питания и о еде, загадки об овощах и фруктах. Составлен «Сказочный справочник здорового питания», который содержит подборку рассказов и сказок о еде «Волшебная тыква», «Три брата луковки», «Богатырская каша», «Мишкина каша», «Огурцы» Н. Носова, «Горшочек каши» Братья Гримм и др.
Я проводила беседы с воспитанниками «Как ты относишься к кока-коле?», «Похрусти, а потом не грусти? », «У меня болит живот», «Почему нельзя спешить во время еды?», «Не мешай соседу за столом».
Мною были составлены конспекты занятий « Приглашаем к столу», «Ждем гостей», «Чудо-салфетка» (назначение, правила использования и приемы сложения).
Как известно, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра, поэтому, в своей работе я основной упор сделала на различные виды игр, активно использовала их и в специально организованной и в нерегламентированной деятельности.
В сюжетно-ролевых играх дети отражали свой жизненный опыт и представление о правильном питании, о семейных традициям в области питания. В сюжетно-ролевых играх я предлагала детям различные ситуации, связанные с отработкой навыков и правил поведения за столом, правил поведения в общественных местах. Воспитанники учились строить диалог, вежливо и тактично действовать в ситуациях общения «продавец – покупатель», «официант – посетитель» и др., развивали коммуникативные умения. Дети с удовольствием играли в такие игры как «Магазин « Брусничка», «Приглашаем к столу», «Веселый повар», «День рождения», «Кафе» (Приложение 2).
Очень понравилась детям игра - драматизация «Первое свидание», в которой дети с большим интересом обыгрывали правила поведения в кафе, в шуточной и доступной форме рассказывали о культуре питания.
Проводились занимательные игры - конкурсы: «Самая обычная каша», «Витаминка», где детям предлагалось украсить свое блюдо фруктами и овощами, а также проводился викторина «Знатоки овощей и фруктов», где дети не только описывали внешний вид, но и вкусовые качества продукта
Но особое внимание в работе по воспитанию культуры питания я уделила дидактическим играм. Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактические игры позволяют самостоятельно действовать в определенной
ситуации, делать собственные открытия. Развивают произвольную сферу, учат преодолевать трудности в решении поставленных задач. Активизируют творческую и познавательную деятельность [5, с.188]. Они несут в себе множество функциональных задач: способствуют формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания; развивают и углубляют представления о продуктах питания, их влиянии на человеческий организм; способствуют развитию навыков общения и партнерства. Таким образом, дидактическая игра может помочь формированию у детей основ правильного питания: взаимосвязи питания и здоровья, поможет сориентироваться в многообразии продуктов, нормах и правилах поведения за столом.
В своей работе я предлагала детям поиграть и в дидактические игры: «Что лишнее?» ребятам предлагаются карточки с изображением продуктов, которые необходимо использовать для приготовления того или иного блюда. Задача ребенка: определить какой продукт лишний и закрыть его; лото «Магазин» предполагает разложить карточки с изображение продуктов питания по разным отделам магазина; «Полезно и вредные продукты» - здесь ребятам необходимо помочь герою узнать о вредных и полезных продуктах. С помощью кубика дети передвигают свои фишки, и определяют на полезном или вредном продукте они остановились. Дидактическая игра «Поварята» превращает ребят в настоящих поваров. На прищепках закреплены продукты, овощи, фрукты. Детям необходимо подобрать нужные картинки с изображением продуктов для приготовления определенного блюда. (Например, для супа – свекла, картофель, морковь, мясо или др., для салата – картофель, горошек, яйцо, растительное масло и т.д.). Кроме того, можно классифицировать продукты питания: овощи, фрукты, мясные продукты и т. д.). Также дети могут приготовить свои блюда.
Дидактическая игра «Ищем витамины» дает возможность познакомить детей с основными группами витаминов, в каких продуктах они содержаться, и какое влияние оказывают на наш организм.
Я использую в своей работе с воспитанниками разнообразные дидактические игры, например: «Угадай по запаху», где по запаху или, как вариант, по вкусу дети отгадывают продукты питания; «Чудесный мешочек», в которой необходимо, не подсматривая, определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в мешочке; «Угадай и ответь» - узнать на ощупь, какая крупа находится в мешочках.
Игра «Объедини в группы» - в комплект, которой входят по пять карточек полезных и вредных продуктов. Детям предлагаю объединить продукты в группы и прокомментировать свои действия. Как варианты этой игры можно предложить игру «Продолжи ряд», где дети дополняют эти группы новыми продуктами. «Что изменилось?», в которой дети запоминают продукты или их последовательность. Так же предлагаю детям словесные дидактические игры: «Вредно - полезно» (кубик) - это дидактическая игра, где ребенку предлагается назвать полезный или вредный продукт в зависимости от того какая плоскость кубика ему выпадет и объяснить, в чем их польза, а в чем вред; «Я знаю», где ребята сидят в кругу и передавая друг другу микрофон создают цепочку слов: Например: первый игрок: «Я знаю много фруктов: яблоко». Второй игрок повторяет фразу и продолжает ее: «я знаю много фруктов: яблоко и груша». Третий строит цепочку дальше: «Я знаю много фруктов: яблоко, груша и слива». Задача – продолжить цепочку и ничего не перепутать; «Будь внимателен» - необходимо хлопнуть в ладоши, услышав подходящее или лишнее слово; « Вежливые слова» - где дети в игровой форме предлагается наполнить сундучок вежливыми словами.
Очень нравятся детям игры с мячом: «Кто больше назовет блюд» - я называю блюдо, а дети вспоминают его составляющие и распределяют их между собой, по мере их называния выскакивают, образуя круг – «кастрюлю». Игра продолжается пока все компоненты не будут названы. Можно использовать медальоны. «Раз, два, три, не зевай, быстро блюдо называй», бросая, мяч с произнесением названия любого продукта задача вернуть мяч и
сказать какое блюдо можно из этого продукта приготовить (манка, творог, молоко, яйца, соль, яблоко, лук, сметана, банан, мука, рис, мясо).
Для лучшего усвоения и закрепления представлений о правилах сервировки стола, о правилах этикета мною были предложены игры «Столик, накройся!», «Чашки – ложки», «Что чем едят», «Найди ошибку в сервировке стола», «Что где стоит» (пространственная ориентировка на плоскости).
С помощью родителей были оформлены сенсорные дидактические игры «Пицца», «Готовим бутерброд», в которых детям предоставлялась возможность проявить творчество и фантазию. Из сшитых из различных материалов и вязанных продуктов питания воспитанники могут по-разному комбинировать и готовить блюдо по своему вкусу. В процессе реализации этих игр воспитанники усваивают представления о полезности продуктов питания; о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта; о значении рационального питания для здоровья человека, о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Также не остаются в стороне и вопросы столового этикета: воспитанники учатся сервировать стол, пользоваться всеми столовыми приборами, аккуратно есть, принимать правильную позу за столом, благодарить после приема пищи.
Эти дидактические игры имеют многофункциональный характер, и могут быть использованы на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Вариантов игр много, задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников.
Навыки воспитанников становятся прочными, если они постоянно закрепляются в разных ситуациях. Кроме этого очень важно сотрудничество в выполнение единства требований со стороны взрослых, как в учреждении дошкольного образования, так и дома. Поэтому одним из важных моментов являлось вовлечение родителей в реализуемый процесс. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка результаты начального опроса показали, что во многих семьях нарушен режим питания, питание однообразно, неумеренно. В анкете для родителей предлагались
вопросы: знаете ли вы правила поведения за столом; знаете ли вы секреты хорошего аппетита; как правильно сервировать стол; умеют ли дети пользоваться столовыми приборами; какие продукты являются вредными и какие полезными; говорите ли с детьми о пользе овощей и фруктов. Чтобы повысить уровень знаний родителей в области здорового питания, важности соблюдения столового этикета, сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, я использовала различные формы и методы работы с семьей. Домашнее питание должно дополнять рацион учреждения дошкольного питания. С этой целью в приёмных помещениях вывешивается меню на каждый день. Рекомендуется для домашних ужинов использовать продукты, которые ребенок в этот день в учреждении дошкольного образования не получал. Проводились беседы с родителями о том, что в выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к «детсадовскому» [10, с.45]. С целью заинтересовать родителей проблемой культуры питания, повысить их компетенцию мною были подготовлены консультации по интересующим их вопросам: «Витаминизация питания дошкольников», «Как научить ребенка соблюдать все правила поведения за столом»; «Правила для сладкоежек»; «Как сервировать стол»; «Секреты хорошего аппетита»; «Что делать, если у ребенка плохой аппетит»; «Овощные салаты в нашем питании» (Приложение 3). Проводились индивидуальные беседы с родителями, чьи дети плохо кушают о том, чтобы утром, до отправления ребенка в учреждение дошкольного образования, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает. Очень интересно прошла встреча с родителями, где родителям был представлен мастер-класс по экспериментированию с пищевыми продуктами ( Приложение 4). Родители являлись активными участниками конкурсов, выставок: «Чудо – овощ», «Любимое блюдо нашей семьи», праздников и развлечений, проявляли активность в оформлении развивающей среды группы.
Таким образом, благодаря систематической и целенаправленной работе по воспитанию культуры питания, использованию дидактических игр
позволило создать условия для расширения представлений детей о правильном питании, об этикетных основах, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Отмечались видимые изменения в отношении воспитанников к приему пищи и к полезным продуктам в целом. Дети стали более осознанно делать свой выбор в отношении тех или иных продуктов. У воспитанников расширились знания о разнообразии продуктов здорового питания, о полезных свойствах овощей и фруктов, о полезных и вредных продуктах. У детей сформировались представления о правилах сервировки стола для приема гостей, правилах столового и гостевого этикета. Родители активно участвовали в проводимых мероприятиях, делились рецептами полезных блюд. Большинство родителей отметили, что стали больше внимания уделять организации питания дома. Совместные творческие задания для детей и родителей способствовали укреплению взаимоотношений в семьях. В процессе работы в этом направлении мы составили картотеку картотеку дидактических игр, направленных на формирование у детей дошкольного возраста основ правильного питания и этикета. (Приложение 5). Все это показывает, что использование в работе с воспитанниками дидактических игр, направленных на воспитание культуры питания, дает положительный результат.
Таким образом, считаю, что работа по данному направлению была успешной.
Опыт моей работы был представлен в рамках дошкольного учреждения на семинарах и коллективных просмотрах.
В дальнейшем я планирую продолжить работу с воспитанниками в данном направлении, дать воспитанникам представления о белорусской кухне.
Список использованных источников:
1. Алямовская, В. Г. Ребенок за столом: метод, пособие по формиро-ванию культурно-гигиенических навыков / В. Г. Алямовская. - М. : Сфера, 2006. - 64 с.
2. Гигиена и здоровый образ жизни / Л. И. Дурейко, Т. В. Трафимова, Н. Э. Романенко [и др.]; под ред. Л. Ф. Кузнецовой. - Минск. : Тонпик, 2003. - 164 с. - (Родителям о здоровом образе жизни).
3. Дошкольникам о культуре питания: практ. Пособие в помощь воспитателям учреждений дошк. образования/сост. Н.Г. Болбат; ГУО «Мин. Обл. ин-т развития образования». – Минск: Мин. Обл. ИРО. 2014.- 60 с.
4. Дубинина, Д. М. Мир вокруг меня : учеб.-метод. пособие для педаго-гов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Д. Н. Дубинина. - 2-е изд., расш. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 144 с.
5. Ладутъко, Л. К. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск : Зорны верасень, 2008. - 376 с.
6. Ладутько, Л. К. Ребенок познает рукотворный мир : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 98 с.
7. Трафимова Г.В. Здоровье на тарелке. – Мн.: «Тесей»,1999.-56 с.
8. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. ин-т. образования, 2012.-433 с.
9. Хрестоматия для дошкольников: в 4 ч. / сост.: А. И. Саченко, Л. А. Саченко. – Минск: ВЦ Минфина, 2006 - 211 с.
10. Финская, Т. О питании детей в дошкольных учреждениях минской области // Пралеска. – 2009. - №6.- С.45.