Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

Дата: 20 марта 2015 в 11:01

ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ

По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация.

Основными проявлениями гиперактивности являются слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разделяют признаки гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии (гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы шести из перечисленных признаков):

• Дефицит активного внимания 

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к чему обращаются.

3. С большим желанием берется за выполнение задания, но так и не заканчивает его.

4. Неорганизован.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчивым.

• Двигательная расторможенность 

1. Постоянно ерзает

2. Проявляет признаки беспокойства.

3. Спит намного меньше, чем другие дети.

4. Очень говорлив.

• Импульсивность 

1. Начинает отвечать, не дослушав.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.

3. Плохо сосредоточивается.

4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.

Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающие в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.

Главная задача психолога и педагога - научить родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.

 

1. Медикаментозное лечение

В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.

2.  Психокоррекционная работа

Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование познавательной мотивации, творческих способностей.

Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.

З. Работа с семьей

Родители гиперактивного ребенка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.

Главная задача психолога и педагога научить родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.

Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребенком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного

ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.

Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий, которые организовываются индивидуально для каждой семьи. На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:

• тактика поведения с ребенком,

• способы разрешения конфликтов,

• недопустимость жестокого обращения с ребенком.

4. Педагогическая коррекция

Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребенка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводи работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребенка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересован его.

При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребенком эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил поведения с ребенком» (Е. К. Лютова, Г Б. Монина).

Как отмечает специалист по работе с такими детьми доктор медицинских наук профессор Ю. С. Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...». Поэтому в решении проблем гиперактивного ребенка так необходима помощь врачей (психиатра, психотерапевта, невропатолога), психологов, педагогов, дефектологов, которые, работая в тесном контакте с родителя. могут научить такого ребенка эффективным способам общения : с сверстниками и взрослыми. Таким образом, оказание помощи: семьям с гиперактивными детьми является наиболее эффективным при комплексности и индивидуальности лечебного, психокорекционного и педагогического подходов

Специалисты Психотерапевтической клиники доктора Шаца «Семейный круг» оказывают широкий спектр психологических, медицинских услуг, в Клинике работают профессионалы-единомышленники - психиатры психотерапевты, психологи, педиатр, невропатолог, проводится психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых индивидуально и в группах, различные виды тестирования, тренинги и групповые занятия для детей, подростков и родителей, только здесь разработана комплексная модель оказания психологической (психотерапевтической) помощи, основанная на совместной выработке психотерапевтом и психологом индивидуальной программы для каждого пациента. Специалисты клиники «Семейный круг» приложат максимум усилий, используя все свои знания и опыт, чтобы помочь вам и вашим детям разрешить сложные проблемы.

Правила поведения с гиперактивным ребенком 

1. Заниматься с ребенком в начале дня, а не в вечернее время.

2. Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.

З. дробить занятия на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Снизить требования к аккуратности в начале занятия для формирования чувства успеха.

5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

6. Использовать тактильный контакт.

7. договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

8. давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Предоставлять ребенку возможность выбора.

11. Оставаться спокойным в любых ситуациях!

скачать

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.