ОКАЗАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
По наблюдениям специалистов в области психического здоровья, количество гиперактивных детей с каждым годом возрастает. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, их неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Гиперактивный ребенок сложен для взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, для воспитания и обучения как внутри своей семьи, так и за ее пределами. Зачастую, ввиду постоянных замечаний, упреков, у гиперактивного ребенка формируется низкая самооценка, снижается познавательная мотивация, развивается устойчивая, тяжелая дезадаптация.
Основными проявлениями гиперактивности являются слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность.
Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд разделяют признаки гиперактивности на три блока и предлагают следующие критерии (гиперактивность у детей в возрасте до 7 лет подтверждается при наличии хотя бы шести из перечисленных признаков):
• Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к чему обращаются.
3. С большим желанием берется за выполнение задания, но так и не заканчивает его.
4. Неорганизован.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчивым.
• Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает
2. Проявляет признаки беспокойства.
3. Спит намного меньше, чем другие дети.
4. Очень говорлив.
• Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается.
3. Плохо сосредоточивается.
4. Не может дождаться вознаграждения, похвалы (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты.
Наряду с указанными кардинальными признаками такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, имеют место изменчивость настроения, боязливость или тревога, выступающие в различных сочетаниях и выраженные в различной степени. При этом уровень интеллектуального развития таких детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.
По результатам наших наблюдений, неоднородность состояния гиперактивных детей требует необходимости комплексного применения различных подходов.
Главная задача психолога и педагога - научить родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.
1. Медикаментозное лечение
В качестве основных препаратов, эффективно применяемых в детской практике, являются препараты ноотропного ряда.
2. Психокоррекционная работа
Работа психолога направлена на повышение самооценки, формирование познавательной мотивации, творческих способностей.
Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений (подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствует улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.
З. Работа с семьей
Родители гиперактивного ребенка, как правило, испытывают значительные трудности в воспитании, поэтому искренняя поддержка и профессиональная помощь так им необходимы.
Главная задача психолога и педагога научить родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть.
Очень важным моментом для родителей является осознание того, что окружающие не отвергают их ребенка, а относятся к нему с уважением и пониманием, позитивная настроенность специалистов детского сада, готовность прийти на помощь, разрешить сложную ситуацию. Необходимо заранее договориться о правилах поведения с ребенком, о системе поощрений и наказаний. Постоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного
ребенка, построенное на доверии, единая линия поведения и воспитания приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, четкая направленность работы делают ребенка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах.
Работу с родителями целесообразно вести в рамках обучающих занятий, которые организовываются индивидуально для каждой семьи. На таких занятиях необходимо обсуждение следующих вопросов:
• тактика поведения с ребенком,
• способы разрешения конфликтов,
• недопустимость жестокого обращения с ребенком.
4. Педагогическая коррекция
Индивидуальный подход, терпимое, мягкое, поощрительное отношение при сохранении требовательности, соблюдение посильного для ребенка режима. Целесообразно поэтапное включение таких детей в коллективную работу. При развитии психических процессов необходимо также соблюдать данный принцип. Например, проводи работу, направленную на тренировку внимания, можно подобрать игры и упражнения для тренировки сразу двух функций (внимание и контроль двигательной активности). Как уже отмечалось, лучше начинать с индивидуальных форм работы, а затем постепенно увлечь ребенка в коллективные игры, при этом обязательно заинтересован его.
При определении тактики взаимодействия с гиперактивным ребенком эффективным является соблюдение родителями и педагогами «Правил поведения с ребенком» (Е. К. Лютова, Г Б. Монина).
Как отмечает специалист по работе с такими детьми доктор медицинских наук профессор Ю. С. Шевченко: «Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...». Поэтому в решении проблем гиперактивного ребенка так необходима помощь врачей (психиатра, психотерапевта, невропатолога), психологов, педагогов, дефектологов, которые, работая в тесном контакте с родителя. могут научить такого ребенка эффективным способам общения : с сверстниками и взрослыми. Таким образом, оказание помощи: семьям с гиперактивными детьми является наиболее эффективным при комплексности и индивидуальности лечебного, психокорекционного и педагогического подходов
Специалисты Психотерапевтической клиники доктора Шаца «Семейный круг» оказывают широкий спектр психологических, медицинских услуг, в Клинике работают профессионалы-единомышленники - психиатры психотерапевты, психологи, педиатр, невропатолог, проводится психологическое консультирование и психотерапия детей и взрослых индивидуально и в группах, различные виды тестирования, тренинги и групповые занятия для детей, подростков и родителей, только здесь разработана комплексная модель оказания психологической (психотерапевтической) помощи, основанная на совместной выработке психотерапевтом и психологом индивидуальной программы для каждого пациента. Специалисты клиники «Семейный круг» приложат максимум усилий, используя все свои знания и опыт, чтобы помочь вам и вашим детям разрешить сложные проблемы.
Правила поведения с гиперактивным ребенком
1. Заниматься с ребенком в начале дня, а не в вечернее время.
2. Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.
З. дробить занятия на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Снизить требования к аккуратности в начале занятия для формирования чувства успеха.
5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
6. Использовать тактильный контакт.
7. договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
8. давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
10. Предоставлять ребенку возможность выбора.
11. Оставаться спокойным в любых ситуациях!