Этапы развития речи
Название реакции |
Приблизительный возраст появления реакции |
Подготовительный этап |
|
Первый крик |
новорожденный |
Издает отдельные, тихие и гортанные звуки в ответ на разговор с ним. Издает другие звуки (рефлекс покашливания). Кричит по-разному при ощущении неудобства, боли и голода. Редкие улыбки при общении с взрослым |
1 месяц |
Крик интонационно выразительный. Повторно произносит отдельные звуки, начальное гуление (а-а, гу-гу, бу-у). Хнычет, повизгивает |
2 месяца |
Крик с отчетливой интонацией. От первых цепочек слогов — к певучему гулению (а-а-а, э-у, о-а). «Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение |
3 месяца |
Спонтанное, певучее и продолжительное гуление -«свирель»: (аль-ле-е-лы). Произносит гласные, близкие к [а], [ы], [у], возможно, в сочетании с согласным [г]. Смеется в голос; часто и легко возникает «комплекс оживления» |
4 месяца |
Покрикивает от нетерпения. Ритмические цепи слогов. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки |
5 месяцев |
Визжит и гулит от удовольствия. Произносит отдельные слоги (начало лепета), имитирует звуки речи. По-разному реагирует на свое и чужое имя |
6 месяцев |
Подолгу активно лепечет: слоги разного вида, разной модуляции, разного тона. На вопрос «Где?» повсюду разыскивает неоднократно называемый предмет, находящийся постоянно в определенном месте |
7 месяцев |
Речь приобретает характер междометий. Копирует слоги, подражает взрослому (шепотом). По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например «ладушки», «дай ручку» |
8 месяцев |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете. Произносит двойные слоги, сознательно повторяет: «ба-ба, ма-ма, па-па». На просьбу «дай», «принеси» отыскивает и приносит предмет. На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения |
9 месяцев |
Повторяет новые слоги за взрослым. Произносит первые лепетные слова («ма-ма, тя-тя, ба-ба»). Выполняет разученные движения («ладушки», «прятки») |
10 месяцев |
Произносит первые слова-обозначения: «ав-ав, кис-кис, дай». Увеличивается запас лепетных слов. По словесной просьбе выполняет разученные действия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку). Понимает первые обобщения, выполняет инструкции («сложи игрушки», «принеси куклу, еще куклу», «дай машинку, еще машинку»). Показывает части своего тела |
11 месяцев |
Легко подражает новым слогам. Выразительно бормочет. Имитирует слова. Произносит 6-10 облегченных слов. Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди», «принеси», «открой») |
12 месяцев |
Выражает желания с помощью жестов и языка. Пользуется собственным языком для выражения различных переживаний. Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые тоже умеет произносить: «ба!» (бах), «дя» (да) |
1 год 3 месяца |
Словесная память в счете. Словесная память: повторяет часть алфавита. Говорит на «своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Произносит ударный слог из слова, двусложные слова из одинаковых слогов, которые уже умеет произносить (мама, дядя). Слова произносит в момент сильной заинтересованности |
1 год 6 месяцев |
Период появления самостоятельной речи |
|
Произносит фразу из двух слов. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы |
1 год 9 месяцев |
Произносит двухсложные слова («тетя», «Катя») или два слога из трехсложных слов («синя» — машина) |
1 год 10 месяцев |
При общении с взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимениями |
1 год 10 месяцев — 2 года |
Пытается произносить трех-, четырехсложные слова («павозик» — паровозик). Повторяет за взрослым сочетания из двух слов: «Мама Лена». Строит предложения из 2 слов («Мама, дай») |
2 года |
Употребляет местоимения, множественное число и прошедшее время |
2-3 года |
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого. Правильно называет один цвет. Называет свой пол, имя и фамилию. Понимает 2-3 предлога. Описывает события. Делится своими переживаниями |
2 года |
Повторяет за взрослым простые предложения из 3-4 слов. Повторяет предложения, состоящие из 6 слогов и двух чисел. Строит предложения из 3-4 слов, простые и сложносочиненные. Начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?» «Куда?» |
2 года 6 месяцев |
Повторяет за взрослым двустишие. Строит многословные, в том числе сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения («Когда мой папа придет с работы, мы пойдем гулять»). В знакомых словах произносит все слоги. Часто задает вопросы: «Почему?», «Когда?», «Где?», «Зачем?» |
3 года |